Без музыки не проживу и дня!

Тем, кто хочет учиться дальше

Сценическое волнение, как его преодолеть?

Дорогие ребята!

Вам часто приходится выступать, потому что именно так построен процесс обучения в музыкальной школе. Технические зачёты, концерты на родительском собрании, концерты Детской филармонии, творческие конкурсы – согласитесь, это совсем не то, если бы вы играли дома или в классе перед педагогом.

Каждому публичному выступлению предшествует большая работа. Неоднократно вы репетируете в большом зале. Кажется, всё-всё готово. Наступает день выступления – а вас бьёт дрожь, в горле пересохло, вам кажется, что вы всё забыли.

Такое психическое состояние называется сценическим волнением, и знакомо оно не только начинающим музыкантам, но и признанным мэтрам сцены. Разница в том, что «закалённые» артисты умеют с волнением справляться. Вам тоже надо учиться бороться с эмоциями, чтобы получить желаемый результат. Именно поэтому мы помещаем на нашем сайте извлечения – рекомендации из доклада «Психологическая подготовка пианиста перед выступлением» Рыковой Юлии Михайловны, преподавателя фортепианного отделения нашей школы. Но это советы не только для пианистов, потому что сценическое волнение имеет общечеловеческую природу.

Причины эстрадного волнения

1. Боязнь забыть текст.

Фиксируйте внимание на проблеме запоминания. Говорите себе: я должен это запомнить. Назначьте срок, когда произведение должно быть выучено. Внушите себе уверенность в том, что после того, как произведение выучено, когда оно и «на слуху», и в «голове», и в «пальцах», опасность его забыть не угрожает, если вы собраны и внимательны.

2. Недостаточно хорошо проработанный материал.

Надо просто выучить программу.

3. Неудачно подобранная для выступления программа.

Для публичного показа нужно отбирать произведения, которые позволяют ярко раскрыть индивидуальность. Если есть еще не преодоленная «слабина», не следует выносить пьесу на эстраду.

4.Редкие публичные выступления.

Необходимо увеличить число выступлений, принимая участие в любых концертах: в классе, в общеобразовательных школах, детских садах и пр. Чем больше вы выступаете, тем меньше волнуетесь. К выступлениям надо привыкать.

5. Необычность условий, в которых протекает выступление.

Чтобы смягчить (если не устранить совсем) негативное влияние обстановки, помочь себе адаптироваться к условиям предстоящего выступления, за какое-то время до него полезно создать «эстрадоподобную» ситуацию – провести генеральную репетицию в зале в сценическом костюме, с конферансом и публикой.

6. Неверное поведение в день концерта или перед выходом на сцену.

Накануне важного выступления рекомендуется раньше лечь спать и хорошо выспаться. Не менять привычный ритм жизни, обязательно погулять, не переедать, не устраивать шумных развлечений, чтобы, по словам Г.Нейгауза, обеспечить «свежесть души и тела». Ну и позаниматься часок-другой на рояле.

7. Неопределенность ситуации - непредсказуемость того, как пройдет выступление.

В смягчении ситуации неопределенности велика роль педагога: он должен примерно представлять, чего можно ожидать, провести так называемую «разведку» и рассказать вам, что надо учесть во время выступления.

8.Ощущение собственной неполноценности, неуверенности в себе, недооценка своих возможностей.

Необходимо объективно определить «уровень притязаний» и привести в соответствие задачи, которые перед вами стоят, с вашими реальными возможностями.

9. Неверная нравственная установка, ложная мотивация перед публикой.

Каким бывает внутренний эстрадный посыл сильно волнующегося ученика? Он думает прежде всего о себе, о своем собственном успехе. (Г.Нейгауз иронически именовал эту установку так: «Не осрамиться перед тетей Катей!») А думать надо о долге исполнителя.

Методы, помогающие снизить негативное влияние сценического волнения

1.Игра пред воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда произведение уже готово, оно проигрывается целиком с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает выявить слабые места, которые проявятся в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приёма уменьшают волнение при исполнении.

2.Медитативное погружение. Этот приём связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт-терапии. Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов:

  • пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
  • пропевание вместе с инструментом;
  • пропевание про себя (мысленно);
  • пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления работают в неразрывном единстве, возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое.

3. Обыгрывание. Ученик постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы нужно делать как можно чаще, стараясь достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, «трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным».

4.Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. Смысл ролевой подготовки в том, что ученик, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию, начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится.

Несколько упражнений по снятию мышечных зажимов, устранению страха, напряжения перед публичным выступлением, которые применяются в практической работе с учащимися.

Раздув. Медленно, сильно и глубоко вдохнуть, можно с небольшими толчками, вдыхать до предела, представить, что воздух уже в кости входит. Задержать воздух на пике вдоха, почувствовать, как он упирается в диафрагму. Выдох такой же полный, в конце выдоха сложить губы «трубочкой», сделать три последних толчка. Повторить несколько раз.

Змея. Громкий звук «Ш-Ш-Ш..Щ-Щ-Щ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает страх и тревогу, как минимум на ближайшие полчаса.

Топотун. Топот ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

Журавль (сброс-подъем).

Вдох - глубоко вдохнуть и на вдохе мягко прикрыть лицо ладонями. Кончики пальцев у верхней границы лба. Глаза под руками закрыть. Задержать дыхание на одну- две секунды. Медленно выдыхаем через рот, губы «трубочкой»; одновременно медленно, гладящим движением опускаем ладони сверху вниз, вдоль лица, словно снимаем пелену. Когда кончики пальцев дойдут до подбородка, отпустить руки свободно, расслабленно. Пусть расслабятся одновременно шея, плечи, спина. В конце выдоха слегка выталкиваем воздух: ф-фух-х. Пауза с закрытыми глазами 1-2 секунды. 

Подъем: начинаем медленно вдох и одновременно обратное движение рук снизу к лицу. Вдоль лица снизу вверх, с чуть более энергичным прижатием пальцев к коже. Когда кончики пальцев дойдут до нижних век, глаза чуть открыть и устремить взгляд вверх, вслед за движущимися ладонями. Продолжаем глубокий вдох.

Руки вытягиваются вертикально- с разогнутыми ладонями и полностью раскрытыми веером пальцами. Разгибаем энергично шею и спину. Глаза, широко раскрыв, устремить в зенит - и глубокий вдох завершаем паузой - задержать воздух на 2-3 секунды.
Выдох - спокойно опускаем руки свободно.
Однократное выполнение «Журавля» занимает примерно 20 секунд. Для усиления можно повторить 5 -12 раз, если требуется унять большое волнение.
Результат: уверенность, собранность, ясность духа.

Помните! Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и те же творческих задач постепенно меняет психику. И успех достигается легче, если вы умеете справляться с волнением перед выступлением.

 



Обратная связь
  1. Ваше имя
    Please type your full name.
  2. Ваш E-mail
    Invalid email address.
  3. Ваш вопрос
    Invalid Input
  4. Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Пожалуйста, введите код изображенный на картинке!

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика