Без музыки не проживу и дня!

Из истории Детской музыкальной школы №1 города Рыбинска

Глава первая. Основание школы.

Можно ли сегодня сразу после окончания музыкальной школы поступить в консерваторию? Вряд ли! Но в истории Детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского города Рыбинска есть примеры того, что учащиеся, и отнюдь не вундеркинды, сразу после выпускного экзамена зачислялись в Петроградскую консерваторию. И это не легенда! Архив школы сохранился практически полностью. В Книге протоколов заседаний художественного совета за 1923 год читаем: « Отправить в консерваторию: Зыкова В., Стоцкую А., Смоленского К., Челищеву И.» [ЦА ЯО в Рыбинске. – Ф. Р187.- Оп. 1.- Д.32 « Протоколы заседаний художественного совета Рыбинской музыкальной школы». Л.47] . Пианистке Ирине Челищевой было всего 16 лет, а скрипачу Василию Зыкову – 14.

Как же учили музыке 90 лет назад? – давайте заглянем в историю школы. Необходимо пояснить, что в России музыка всегда расценивалась как средство нравственно-религиозного воспитания и необходимое условие дворянского быта. 

 

В середине 19 века утвердилась трёхступенчатая система музыкального образования.

I ступень – овладение базовыми музыкальными навыками. Обычно дети начинали учиться дома под руководством матери или у частных педагогов.

II ступень – занятия музыкой в учебном заведении по специальной программе. Учебные заведения типа классической гимназии и к ним приравненные учили музыке 1 час в неделю по утверждённой программе.

III ступень – консерватория. Она давала высшее музыкальное образование и права свободного художника, что позволяло концертировать на государственной сцене или преподавать.

Первая государственная музыкальная школа в Рыбинске

Музыкальная школа в Рыбинске была открыта постановлением Народного Комиссариата просвещения 1 февраля 1919 года. Это была первая государственная музыкальная школа в уездном городе и вторая в Ярославской губернии. Желающих учиться музыке было очень много, уже на первое прослушивание пришло более трёхсот человек. Принято было 225. В течение года ДМШ получила своё здание. Школа находилась в ведении иногороднего подотдела МУЗО Наркомпроса и не подчинялась местным властям. Все вопросы, связанные с работой школы, решались в Москве.
За основу были взяты традиционные гимназические программы, подкорректированные в духе времени.

Первый педагогический коллектив школы - это ярчайшее созвездие необыкновенно талантливых музыкантов, оказавшихся в годы гражданской войны в Рыбинске: солист Императорского симфонического оркестра скрипач М.А.Вольф-Израэль, московский пианист Мирон Левин, скрипачи Александр Гран и Михаил Городинский, выпускница петербургской консерватории пианистка Евгения Тимашева, виолончелист Давыдовской школы Захар Семёнов. С 1910 года в городе уже жила и имела частную школу Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица профессора Константина Игумнова. В городе знали Анну Мыркину, участницу музыкально-драматического кружка К.Никитина. Все они стали преподавателями вновь созданной школы. Директором был назначен Захар Николаевич Семенов. Штатное расписание включало 25 человек, в том числе 16 педагогов, 9 из которых имели консерваторское образование. [Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.  -  Попова О.И. –    Конспекты  материалов Рыбинского архива. Рукопись.]

Первым педагогам пришлось нелегко. Ученики имели огромное желание учиться музыке, но не имели никакой эстетической базы. В основном, это были дети рабочих. Многие из них с трудом читали, не имели собственных музыкальных инструментов, никогда раньше не слушали серьёзную музыку, могли посещать школу только после рабочей смены. Учебников не было. Мирон Аркадьевич Левин так и пишет в отчёте: «Никаких учебников и никакой программы не придерживаюсь. Поём … мелодии, которые пишу сам». [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. -  Оп.  1.-  Д.26 « Отчётные доклады преподавателей за 1921 год». Л.10]

В школу принимали как детей, так и взрослых. Они оказывались в одной группе. В личных делах есть, например, такие записи: «выбыл на фронт»; «мешает посещать занятия жена»; «уезжал в деревню за продуктами». [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. -  Оп. 1. -  Д. 21 «Исходящие документы РМШ за 1919 - 1925 годы»].

Деление на привычные классы отсутствовало. Были группы способных, неспособных и «подвинутых». Занимались, в основном, групповым способом. Из сохранившихся материалов узнаём, что в классе Натальи Петровны Смоленской было 24 ученика от 8 до 40 лет, 20 занимались коллективно, а четверо были одиночками – это те, кто имел домашнюю подготовку. Урок длился всего 20 минут, но сидели в классе все. В анкетах, которые тогда проводились регулярно, много жалоб на ожидание очереди к роялю. Бывало так, что во время занятия марш исполнялся в 18 рук на трёх роялях .[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.- Воспоминания  Елены Смоленской.– Папка «История школы». Машинопись. Копия]

Большинство учеников хотело заниматься именно на рояле, считая его инструментом благородным. В школе использовались инструменты, конфискованные у богатых: это 6 пианино, 4 рояля и одна фисгармония, которая, кстати, до сих пор жива и находится в рабочем состоянии. Тогда дирекция предложила поставить на учёт все инструменты в городе. Провели перепись, некоторые инструменты изъяли, а на выявленные давали «мандаты», в которых указывалось, что ученик государственной музыкальной школы нуждается в использовании пианино. Далее следовало время занятий и адрес, по которому это пианино находилось. [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. - Оп. 1. - Д. 21 «Исходящие документы РМШ за 1919 - 1925 годы»]. Это мог быть рабочий клуб, детский сад или обычная квартира. Например, в семье стоматолога Павла Битюцкого двое детей посещали музыкальную школу, а ещё двое приходили к ним учить уроки. Бывало так, что в течение недели один ученик посещал 2-3 семьи.

Во внеурочное время проводилось много концертов силами педагогов и играющих учеников. На каждом концерте был лектор - Анна Сергеевна Мыркина или Борис Матвеевич Азанчеев. «Слушали их самозабвенно».[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1  им. П.И.Чайковского г. Рыбинска. - Воспоминания Народного артиста СССР  профессора    Соколова В.Г. -    Папка «В.Г.Соколов».1969. Машинопись].  10 лекций-концертов был обязан посетить каждый ученик. Практиковались ученические спектакли, даже оперы.

Экзаменационные требования были очень высоки, поскольку свидетельство об окончании музыкальной школы давало право преподавания музыки в обычной школе и детском саду, а наиболее талантливые рекомендовались сразу в консерваторию. В этом смысле музыкальная школа в Рыбинске приравнивалась к музыкальному техникуму, и в ней были даже созданы инструкторские группы.

Сохранились сведения о выпускных испытаниях 1923 года. [Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.  – Попова О.И.  -  Конспекты  материалов Рыбинского архива.    Рукопись.]. Экзамен длился 4 дня. В комиссии было 9 человек: директор школы З.Н.Семёнов, заместитель директора А.А.Гран, педагоги М.Л.Челищева, Е.М.Тимашева, Н.С.Пашковская, В.Н.Щербакова, А.С.Мыркина, а также представители от общественных организаций. Экзаменов было 7, в том числе: чтение нот с листа, диктант по сольфеджио, специальный рояль, игра в ансамбле, музыкальная литература.

В свидетельство об окончании вписывались не только оценки, но и оценка квалификации, например: «средняя пианистка», «хороший скрипач». Если квалификация была плохая, то писали просто: окончил по классу рояля. Но с таким аттестатом на работу поступить было нельзя.

Конечно, учебный процесс имел и свои особенные черты. Непонятными кажутся сегодня некоторые выражения: пианист-импровизатор, пианист-художник, мастерская элементарной музыки, экзамен по восприимчивости курса I ступени, аккомпаниаторша-далькрозистка. Вот суть последнего термина. Речь идёт о системе тренировочных упражнений, построенных на связи музыки с движениями, то есть о ритмической гимнастике. Предложена она была ещё в начале 20 века швейцарским педагогом и композитором Жаком - Далькрозом и стала широко использоваться. Очень веселый человек, Далькроз был озабочен тем, как скучны занятия музыкой. После поездки в Африку он изобрёл музыкально-ритмические упражнения. При помощи танцевальной гимнастики отрабатывали ритм и слух. Учащиеся очень любили уроки далькроза и постоянно просили их увеличить. В учебном плане - ритмики 2 урока по полтора часа, в то время как инструмента - 2 урока по 20 минут, теории музыки - 2 урока по 1 часу, сольфеджио - 1 час, обязательный рояль - 1 урок, всего 15 минут.[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска. -   Попова О.И. –  Конспекты  материалов Рыбинского архива.    Рукопись]. Весь урок музыкально-пластической гимнастики сопровождался аккомпанементом пианистки-далькрозистки, и её зарплата была гораздо выше преподавательской.

Заканчивая обзор, можно сказать следующее: в первые годы советской власти музыкальные школы взяли на себя обязанности сразу двух первых традиционных ступеней музыкального образования, соединив программу подготовки домашней и систематической. Это вызвало огромные трудности в преподавании, так как в музыкальную школу пришли абсолютно не подготовленные люди, часто не имеющие инструмента. То, о чём повествуют документы тех лет, - это, с одной стороны, свидетельство неудержимого желания постичь прекраснейшее из искусств – музыку. С другой стороны, это свидетельство самоотверженного труда педагогов, которые добивались поразительных результатов.

  • Н.С.Пашковская
  • М.Ростропович. 1951.Фото Е.Халдей.
  • Описание:

    Источник:  СССР в фото. Доступ: http://community.livejournal.com/ccc. [дата обращения:13 ноября 2011] 

  • Первое здание школы. на улице Льва Толстого
  • Соколов В.Г.
  • Челищева И.А.
  • М.А.Левин, М.Л.Челищева, Е.М.Тимашева
  • М.И.Городинский
  • Баженов А.С.
  • Ж-Далькроз
  • Письмо М.Л.Челищевой Ольге Ивановне Поповой от 3 марта 1973 года.
  • Описание:

     // Архив ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского.  Фото автора.

  • Никулушкина И.А.
  • В кабинете № 12 всегда висел портрет С.Рахманинова. Фрагмент фотографии из школьного архива.
  • Дубровкина О.И.
  • Мемориальная доска на доме по адресу: ул. Чкалова, 24, где жила М.Л.Челищева.
  • Описание:

    Установлена 7 мая 1994 года к 75-летию ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. Фото автора.  

  • Обложка мемуарного сборника «Воспоминания о Рахманинове»(1957), в котором помещён очерк М.Л.Челищевой. Фото автора
  • Попова О.И.
  • Преподаватели и учащиеся Рыбинской музыкальной школы. Фото 1921 года. ( Из архива школы)
  • Урок ритмики
  • А.С.Мыркина
  • С семьёй Камаевых.


Обратная связь
  1. Ваше имя
    Please type your full name.
  2. Ваш E-mail
    Invalid email address.
  3. Ваш вопрос
    Invalid Input
  4. Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Пожалуйста, введите код изображенный на картинке!

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика