Без музыки не проживу и дня!

Музыкальное краеведение

Расширение образовательного пространства как одно из условий формирования творческой личности в детской музыкальной школе

Белая Валентина Васильевна,
«Заслуженный учитель России»,
методист ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского, г. Рыбинск.

Проблемы начального музыкального образования являются предметом широкого обсуждения в обществе, поскольку статистика говорит сама за себя: более 70% выпускников детских музыкальных школ России навсегда оставляют инструмент и впоследствии не используют полученный художественный опыт, а 80% педагогов считают, что их ученики вряд ли будут заниматься музыкой дальше.

Существует и ещё одна проблема – диспропорция в формировании и применении общеучебных и специальных навыков у учащихся. Музыкальная школа обычно использует природные данные ученика и те навыки, которые формируются в нём в общеобразовательной школе. Но в современных условиях социум требует развития общеучебных навыков у учащихся и при обучении музыке. Решение данной проблемы связано с расширением образовательного пространства.

 

В 2010 году мы решили провести эксперимент: предоставить нашим ученикам возможность заниматься не только музыкой, но и тем, что с ней связано: историей музыки, музыкальным краеведением, мультимедийными технологиями, научной работой по музыкальным темам. Мы запустили, как теперь говорят, пилотный проект «Музыкальное краеведение».

Проект опирался на опыт доктора педагогических наук, профессора МГПУ Тарасовой Л.А., эксперимент в СОШ №18 города Ярославля и социально-значимые источники местного музыкального краеведения.

ДМШ № 1 имеет собственный богатый, исторически установленный опыт музыкальной жизни, который и составил содержательную основу проекта. Архивные материалы и пресса прошлых лет позволили выделить несколько интересных краеведческих тем, среди которых:

  • «Как обучали музыке в 19 веке», 
  • «Рыбинский музыкально-драматический кружок купца К.Никитина», 
  • «Роль М.Л.Челищевой в музыкальной жизни Рыбинска»,
  • «История ДМШ № 1 имени П.И.Чайковского»,
  • «Первый педагогический коллектив РМШ – созвездие известных музыкантов» (Вольф-Израэль М.А., Гран А.А., Левин М.А.Семёнов З.Н., Челищева М.Л.), 
  • «Великие музыканты в жизни М.Л.Челищевой» (С.Рахманинов, К.Игумнов, Ф.Шаляпин, В.Соколов, М. Ростропович),
  • «Рыбинские музыканты в оркестре Мариинского театра», 
  • «Работа РМШ в годы Великой Отечественной войны».

Проект рассчитан на учащихся 4-8 классов разных отделений школы. Новизна проекта состоит в том, что раньше в школе историко-краеведческие темы самостоятельно учащимися не разрабатывались, результаты в соответствии с требованиями к исследовательской работе не оформлялись, архивные изыскания не проводились, в городских программах ученики принимали участие под грифом общеобразовательной школы.

В научно-исследовательской работе сначала принимало участие всего 6 человек, 5 из них достигли хороших результатов, завершив 6 мини-проектов и завоевав 8 призовых мест на краеведческих конференциях городского, областного и российского уровня, таких как: Золотаревские чтения, конференция памяти академика А.Ухтомского, «Отечество», «Открытие».

Разрабатывая краеведческую тему, участники

  • приобрели новые знания по истории музыкального образования в родном городе, в том числе, архивные;
  • детально познакомились с историей своей музыкальной школы;
  • познакомились с требованиями к оформлению исследовательской работы и оформили её; 
  • получили опыт публичного выступления.

Трудности у детей возникали при работе с первоисточниками (неумение конспектировать, чрезмерное цитирование); при описании объекта исследования музыкальной культуры; при составлении тезисов выступления; при общении с аудиторией.

Данные наблюдения доказывают, что преподаватели музыкальных школ должны не только использовать общеучебные навыки учащихся, которые уже сформированы, но и содействовать их совершенствованию в специфических условиях – на фоне творческой деятельности.

Проект действует до сих пор и востребован, потому что музыкальная культура выражается не только в том, как человек играет на фортепиано или гитаре, но и в том, что он знает о музыке вообще.

Доклады, созданные как итог работы над мини-проектами, и иллюстрирующие их компьютерные презентации представлены на этой странице.

12.09.2012.



Обратная связь
  1. Ваше имя
    Please type your full name.
  2. Ваш E-mail
    Invalid email address.
  3. Ваш вопрос
    Invalid Input
  4. Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Пожалуйста, введите код изображенный на картинке!

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 39 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика