Глава вторая. Роль Сергея Рахманинова в жизни М.Л. Челищевой.

Главная » Новости » Глава вторая. Роль Сергея Рахманинова в жизни М.Л. Челищевой.

Мария Луарсабовна Челищева принадлежит в той плеяде педагогов, которые стояли у истоков музыкального образования в Рыбинске, поэтому закономерно, что в череде биографий старейших педагогов нашей школы её имя значится первым. Вторая глава истории школы посвящена именно ей. В нашем городе в разное время установлено более 50 мемориальных досок . Одна из них — на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, дирижёр, известный в Рыбинске музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.

В нашем городе в разное время установлено более 50  мемориальных досок. [Сведения получены от специалиста Управления культуры Администрации городского округа   город Рыбинск  Лобановой Н.А. 14 января 2011 года]. Одна из них — на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева –  виртуозная пианистка,  дирижёр, известный в Рыбинске   музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.

 Величайшая редкость в истории России,  когда  памятный знак посвящён преподавателю музыкальной школы – нашей  школы №1 имени П.И.Чайковского, в которой  Мария Луарсабовна  служила  с основания — с 1 февраля 1919 года, то есть   полвека, и вышла  на пенсию  в 85 лет.  В Рыбинском  историко-архитектурном  и  художественном музее-заповеднике хранятся её вещи. В  Рыбинском  филиале  Центрального архива Ярославской области  в фонде под грифом  Р-2270 собраны её документы. И величайшая несправедливость,  что до сих пор не написана её биография, если не  считать  небольшой статьи  ярославского музыковеда Светланы Кузнецовой, опубликованной   к 125- летию  М.Л.Челищевой  в  журнале «Музыка и время». [Кузнецова С.И. Свободный художник русской провинции Мария Челищева.// Музыка и время. – 2009 –  №10. С.2-5.]

Поэтому мы вправе считать актуальной цель нашего проекта – на основе изучения и систематизации архивных материалов, писем, воспоминаний, на основе краеведческого поиска уточнить и написать биографию Марии Луарсабовны Челищевой. Проект рассчитан на 3 года, потому что каждая строка будущей статьи требует тщательной проверки. В данной работе отражены промежуточные результаты одного рабочего задания — какова роль педагогов, в частности, Сергея Васильевича Рахманинова, в формировании музыкальных интересов и фортепианного мастерства Марии Абуладзе — Челищевой.

Задачи исследования выяснить:

  • где и когда Мария Луарсабовна училась музыке,
  • кто был её непосредственным педагогом, — кто из известных музыкантов имел влияние на формирование её профессионального мастерства, 
  • какие источники это подтверждают.

Великие учителя и талантливые ученики 

1.1.Факты известные и неизвестные

Первым толчком к разработке данного вопроса стал факт, о котором не знала даже Ирина Александровна Поройкова, известный в городе краевед, педагог нашей школы —   человек, наиболее близкий М.Л.Челищевой в 60-ые годы.

А именно:  3 марта 1973 года в письме из Ленинграда, где последние  годы Мария Луарсабовна жила у дочери,   она  сообщает  Ольге Ивановне Поповой, своей ученице, а потом коллеге, в ответ на её рассказ о единственном   в Рыбинске  концерте Мстислава Ростроповича, что хорошо знает  не только   знаменитого виолончелиста, но и  его мать, и его тётушек  (см. Приложение, рис.4,5 с.13). Далее цитирую: «Вы пишете о Ростроповиче. Я его очень люблю и много слышала его. Одно время мы даже были близко знакомы. Это было во время войны —  в Оренбурге. Ростроповичи тоже жили там, и Слава много играл, и тогда уже очень хорошо, ему  < неразборчиво > было лет 15-16. Дело в том, что я очень хорошо знаю его мать и её двух сестёр. Познакомилась и подружилась я с 3-мя сёстрами ещё в тот период, когда  училась в Московской консерватории. Эти сёстры – мои подружки — выдавали меня замуж… Мы в консерватории <неразборчиво > образовали коммуну из 7 чел.( эти 3 сестры, я , моя сестра Людм. Луарс., её подруга-певица и ещё одна певица). Мы снимали в Москве, на Мал. Никитской квартиру…»(конец цитаты) [Письмо М.Л.Челищевой  Ольге Ивановне Поповой от 3 марта 1973 года. // Архив ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. – Папка «Челищева М.Л.»].

Вот  тогда у нас  и возникла мысль —  проследить, а кто ещё из известных музыкантов встретился Марии Луарсабовне на её земном пути. Эта сторона  её биографии  интересна не столько в бытовом плане, сколько с точки зрения осознания, как человеку, 60 лет прожившему в маленьком  провинциальном городке,  всю жизнь  проработавшему в одной школе,  имевшему до 20 учеников еженедельно, удавалось на протяжении  нескольких  десятилетий  сохранять живое творческое мировоззрение,   высокую  общую культуру и поразительную эрудицию.  Более того,   что заставляло её  быть инициатором и организатором практически всех заметных музыкальных событий в городе,  играть  в них  доминирующую  роль и  до 80 лет демонстрировать хорошую пианистическую форму.  

Очевидно, ответ на эти  вопросы надо искать в списке  тех музыкантов,  у которых она училась,  которых  боготворила и с которых  брала пример.


1.2. Учителя  и ученики  Марии Челищевой – Абуладзе

Составить список великих учителей Марии Луарсабовны оказалось довольно непросто, так как она рассказывала о них только самым близким друзьям либо в устных беседах, либо в письмах. Что касается писем, то информация из-под руки адресанта не подвергается сомнению, поскольку письмо – само по себе уже документ, и личный, и исторический. Писем в нашем распоряжении — 5: директору школы Камаеву В.И. -1; коллеге О.И.Поповой -2; ученице Никулушкиной И.А. -2. Если же говорить о записи воспоминаний, то здесь приходится действовать очень деликатно и учитывать, что человеческая память весьма не совершенна.

В результате сопоставительного анализа возникло три списка.

1.2.1. Великие учителя.

  • Сергей Васильевич Рахманинов.
  • Константин Николаевич Игумнов.
  • Василий Ильич Сафонов. 

Эти имена в комментариях не нуждаются, так же как и имена великих исполнителей.

1.2.2. Великие исполнители.

  • Сергей Васильевич Рахманинов.
  • Фёдор Иванович Шаляпин.
  • Александр Борисович Гольденвейзер.

 Своим ученикам —  об этом  рассказала нам  Никулушкина И.А. —  Мария Луарсабовна всегда настоятельно советовала  посещать концерты серьёзной музыки, желательно в филармонии,  чаще слушать хороших музыкантов, считая это лучшей школой мастерства  для пианиста любого возраста. И  сама она, будучи в столицах, использовала любую возможность посетить  концерты известных музыкантов. В Рыбинском филиале ГА ЯО  хранятся её программки  с концертов разных лет, их более 50. [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.6.]

Своими  впечатлениями  она  часто делилась с   воспитанниками, которые учились в других городах. Например, из письма к Ирине Никулушкиной  мы узнаём, какое потрясающее  впечатление произвёл в юности  на  Марию Абуладзе  любимый ею  Второй концерт С.Рахманинова для фортепиано с оркестром  в исполнении самого  автора в зале бывшего Дворянского собрания в Москве (см. Приложение, рис.6, с.14). Цитирую: « Я чуть с ума не сошла в тот вечер. Зал неистовствовал от оваций. Я же, приехав с концерта, ….. собрала свои ноты, заперла на ключ рояль и сказала, что никогда больше не прикоснусь к инструменту, я  не смогу сыграть  на нём того, что слышала». [М.Л.Челищевой  Ирине Никулушкиной  от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]

Отношение  Марии Луарсабовны  к концертным  программкам свидетельствует о том, что их  бережное  хранение  —  это не легкомысленное   коллекционирование мелочей, которыми можно при случае блеснуть, а факт глубокого  уважения  к  любимому исполнителю, признание его благотворного влияния, полезности  для повседневной педагогической  деятельности.   Среди нескольких десятков исторических артефактов есть особенный: программка  благотворительного концерта  в пользу  Первой московской гимназии 16 января 1902 года  с автографом Ф.И.Шаляпина, которую мы уже однажды  представляли в номинации «Краеведческая находка». 

1.2.3. Ученики, подвигающие к самообразованию.

Необходимо, как нам кажется, в данном контексте говорить и о талантливых учениках разных лет, которые заставляли Марию Луарсабовну Челищеву постоянно учиться (см. Приложение, рис.8-16 с.15), совершенствоваться профессионально.

  • Ирина Александровна Челищева – дочь Марии Луарсабовны, впоследствии концертмейстер Мариинского театра.
  • Владислав Геннадьевич Соколов – впоследствии профессор, всемирно известный хоровой дирижёр, «маэстро всех детских хоров».
  • Михаил Ефимович Шифман – первый рыбинский Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов, музыковед, впоследствии профессор Ленинградской консерватории.
  • Варвара Николаевна Щербакова, Ольга Ивановна Попова, – преподаватели фортепиано нашей школы, Алексей Сергеевич Баженов, Владимир Викторович Камаев – преподаватели Ярославского музыкального училища имени Л.В.Собинова.
  • Ольга Иосифовна Дубровкина – постоянный член жюри Рыбинского регионального конкурса юных пианистов имени М.Л.Челищевой.
  • Ирина Александровна Никулушкина – одна из последних учениц Марии Луарсабовны, педагог ДМШ № 7.

Все названные имена определены в результате краеведческого поиска.


Сергей Рахманинов – педагог, пианист,  образец для подражания

О каждом названном музыканте и его роли в жизни М.Л.Челищевой можно написать отдельное исследование. Это, очевидно, только вопрос времени. Но если говорить о том, кто оказал самое сильное влияние на формирование «свободного художника», а именно так писали в дипломе Московской консерватории, то, по словам всех знавших Марию Луарсабовну, речь должна идти только о Сергее Васильевиче Рахманинове, и ни о ком больше.

Портрет Сергея Рахманинова был всегда в комнате Марии Луарсабовны и в Рыбинске, и в Ленинграде. Он неизменно висел в тех классах, где она работала (см. Приложение, рис.17, с.16). Ноты с произведениями Рахманинова и двухтомник воспоминаний о нём были увезены на новое место жительство, в то время как вся огромная нотная библиотека оставлена в подарок школе. На протяжении всей творческой жизни Мария Луарсабовна играла Рахманинова в концертах и для друзей. И даже себе она не могла ответить на вопрос, что ей нравится больше – она любила у Рахманинова всё. Неоднократно говорила о том, что его музыка содействует родству душ, что она как воздух. Именно такое родство душ чувствовалось и в Первой сюите, и во Втором концерте для фортепиано с оркестром, и в Вариациях на тему Шопена, которые она слушала в исполнении автора . Отношение Марии Луарсабовны к личности Рахманинова можно определить только одним словом – «кумир». Так сказала она в очерке, написанном для сборника «Воспоминания о Рахманинове», изданном в 1957 году.[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. Изд.2.С. 419-423 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище], где   рядом со статьями   известных людей:  И.Бунина,  С.Коненкова, М.Чехова, Е.Гнесиной —  помещены скромные мемуары воспитанницы Московского  Мариинского училища Марии Абуладзе.

Как  и когда Мария Луарсабовна стала ученицей  С.Рахманинова? В 1896 году двенадцатилетней девочкой  Мария Абуладзе,   дочь  отставного подполковника из Ярославля, дворянина,  была отдана в Московское Мариинское училище – закрытое  женское учебное заведение с шестилетним курсом. В то время  С.В.Рахманинов преподавал там  обязательный теоретический  предмет —  сольфеджио. «Рахманинов, как и Чайковский, не любил педагогической деятельности и занимался ею в силу необходимости, нуждаясь в заработке. Занятия педагогикой сильно мешали его творческой работе. Но, несмотря на то, что занятия с нами тяготили его, он любил нашу молодежь, живо интересовался жизнью училища, работой других педагогов, успехами учащихся, бывал на всех открытых музыкальных вечерах и даже сам непосредственно участвовал в нашей музыкальной жизни, аккомпанируя нашему хору», —  пишет Мария Луарсабовна.   «…своим детским сердцем я чувствовала, что передо мной … большой человек», — читаем далее. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище].

Детские  впечатления пансионерки Абуладзе  совсем по-другому оценивались  ею позже,  когда она сама  стала преподавать.  Именно тогда она поняла, почему, вопреки  занятости, Рахманинов аккомпанировал училищному хору и посещал ученические  концерты,  зачем привозил   известного пианиста А.Гольденвейзера и сам много играл для воспитанниц. «Его игра доходила до дна души каждого человека и заставляла звучать те струны, которые не удавалось затронуть никакому другому  музыканту… Впечатления от встреч с Рахманиновым относятся к самым ярким моментам моей жизни», — конец цитаты. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище.]

Как педагог,  Рахманинов личным примером  неназойливо внушил своим ученицам 3 основных   правила,  которым Мария Луарсабовна была верна всю жизнь.                                                                                   Во-первых, учитель музыки должен в равной степени любить музыку и своих воспитанников – только  гармония даст ожидаемый результат.  Во-вторых, он должен быть не просто хорошим, а виртуозным  исполнителем – держать форму, чтобы ученикам хотелось учиться музыке.  В-третьих, он должен сам много играть: на сцене, в концертах, в оркестрах, в спектаклях,  на уроках –  действенно пропагандировать музыку. Общение с великим музыкантом    приучило его учениц к высочайшей требовательности к себе, к ответственности за свой труд, к реальной самооценке.  Вернёмся к уже упомянутому эпизоду, как после одного из концертов С.Рахманинова, очарованная его исполнением,  девушка решила больше не заниматься на фортепиано, потому что якобы  со своими ничтожными способностями  недостойна этого.  Цитирую: «В числе других воспитанниц меня брали в концерты Филармонического общества. Но один вечер останется у меня в памяти навсегда. Это было 27 октября 1901 года. В программе стоял  Второй концерт Рахманинова в исполнении автора, под управлением А.И. Зилоти. Я слушала как зачарованная. Да и не только я. Вероятно, вся публика испытывала необыкновенное волнение. Зал буквально замер. Я была потрясена чарующей красотой этого Концерта и его непревзойденным исполнителем».[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962.  С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище]

Выше уже  сказано, что было после концерта. К счастью, запертый рояль  был вновь открыт.  Но «понадобилось много времени, прежде чем я смогла снова подойти к инструменту. А играла я в ту пору очень неплохо»,   — конец цитаты. [Письмо М.Л.Челищевой  Ирине Никулушкиной  от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]

Глубокое уважение к великому музыканту Мария Луарсабовна сумела привить и своим ученикам. Рассказывает   Ирина Александровна Никулушкина: «В музыкальном институте имени Гнесиных на втором курсе я играла Второй концерт Рахманинова. В то время (1971-1976)  мы поддерживали переписку с Марией Луарсабовной, и … она интересовалась моими успехами. Она упоминала и об очерке, …о том, какие чувства испытала, когда слушала концерт в исполнении автора », —  конец цитаты. [Интервью с И.А.Никулушкиной  21 сентября 2011 года]

«Мария Луарсабовна  несколько раз рассказывала  нам о Рахманинове. С гордостью вспоминала, как однажды после концерта он похвалил ее за отличное выступление, хотя, как известно, редко положительно оценивал учащихся», —  это фрагмент интервью с   педагогом нашей школы Николаевой  Еленой Григорьевной, одной из последних учениц Челищевой.[Интервью с Е.Г.Николаевой  18 октября  2011 года]


2.2. За всё приходится платить 

Читая   воспоминания  Марии Луарсабовны о великом  композиторе и пианисте,    чувствуешь    восторженное преклонение  перед личностью Учителя.   Мы и   не догадываемся о том, что сам факт  появления   этого очерка   есть свидетельство    гражданской стойкости автора. Дело в том, что отношение к Рахманинову, покинувшему Россию  и умершему эмигрантом, не прощённому Советским Союзом,  в 50-ые годы  20 века было не таким, как сейчас.  Произведения  «отщепенца» и «предателя» «не рекомендовали» исполнять на конкурсах и в концертах, называть любимыми,  их  практически не было в репертуаре  музыкальных школ. Первоначально составители планировали издать сборник  к 80-летию со дня рождения композитора (март 1953 года) в 3-х томах. Но постепенно авторы  стали отзывать  уже готовые  материалы под разными предлогами. Мы не знаем, советовали ли   М.Л.Челищевой сделать это — вернее всего, советовали. Но её мемуары были опубликованы. Можно предположить, а это предположение разделяют все, кто её знал и помнит, что власть ей  такого шага  не простила. Неоднократно руководство школы выдвигало кандидатуру Марии Луарсабовны  на различные награды, но ни одной из них она не была удостоена.

Это заявление не голословное. В  ГА ЯО  хранятся  3  документа:

  • а) первый –  копия  письма  от 20 сентября 1967 года секретаря Рыбинского горкома КПСС  И.Г.Сергеева в обком партии с просьбой вернуться к вопросу о присвоении звания «Заслуженный работник культуры» старейшему преподавателю Рыбинской музыкальной школы  М.Л.Челищевой. Письмо заканчивается фразой: «Ходатайство общественности города поддержали профессор В.Г.Соколов, художник Н.Соколов («Кукрыниксы»),  М.Е.Шифман»; [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.19.]
  • б) второй  –   копия запроса директора школы Камаева В.И. в газету «Советская культура» от 17 октября 1967 года: «…играет ли роль возраст на получение  звания «Заслуженный работник культуры»; [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.20]
  • в) третий  —  цинично-удручающий ответ  начальника Управления культуры Ярославского облсовета   за  № 366  от 23 февраля 1968 года   с советом(!)  директору школы Камаеву В.И. разъяснить коллективу, что  за многолетний плодотворный труд Челищева М.Л. представлена к  грамоте отраслевого профсоюза» . [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.23]

 Оказывается, за верность идеалам и  собственные, а не рекомендованные властью  предпочтения, в том числе и музыкальные,  надо платить. Комментарии излишни.         Подводя итог этого раздела, можно процитировать последний абзац  очерка:   «Я глубоко чту память Сергея Васильевича; я счастлива и горда, что была его современницей, его ученицей; видела и слышала живого Рахманинова» . Так писала Мария Луарсабовна о человеке, который оказал самое большое влияние на  её  мировоззрение и  эстетический вкус, творчество  которого, вопреки всему,  она называла океаном, мощью, дыханием, который остался в её памяти как серебряного века силуэт.  


Часть биографии Марии Луарсабовны Челищевой, одного из самых ярких педагогов   в истории музыкального образования города Рыбинска,  уже уточнена. Мы узнали, как важен был  в её жизни начальный период обучения музыке, что и как преподавали в Мариинском училище, что определило творческие принципы её  будущей деятельности. В данной работе представлены промежуточные результаты. Возможно, они будут дополнены, потому что в нашем распоряжении есть  пока не расшифрованные материалы.   Выполняя намеченные задачи, мы  проверили даты, составили энциклопедические справки на лиц, упоминаемых в печатных и рукописных источниках, изучили переписку, проанализировали архивные материалы.  

Безусловно,  влияние Сергея Васильевича Рахманинова  на формирование Марии Луарсабовны как пианистки  и педагога  было доминирующим. Это подтверждают, в первую очередь, документы: автобиография, письма и мемуары Челищевой.  Это подтверждают её жизненные и творческие принципы, о которых до сих пор помнят её ученики:  в равной степени любить музыку и своих воспитанников, быть не просто хорошим, а виртуозным пианистом, как можно дольше держать исполнительскую  форму,  постоянно выступать в концертах,   активно пропагандировать музыку.

Так трудились её любимые преподаватели: С.Рахманинов и К.Игумнов – так всю жизнь трудилась и она. Цель всей её жизни заключалась в том, чтобы приобщить как можно больше молодежи к музыкальной культуре.

Файлы для скачивания