К.Егорова. Педагогические принципы П.И.Чайковского
Статья преподавателя музыкально- теоретических дисциплин К.Ю.Егоровой посвящена той стороне деятельности великого П.И.Чайковского, о которой редко говорят — педагогике. А ведь композитор был одним из первых профессоров только что созданной Московской консерватории и отдал преподаванию в ней 12 лет. Статья будет полезна не только для самообразования преподавателям музыки, но может быть использована во внеурочной работе, как это произошло в ДМШ №1 в День памяти Чайковского.
«Большой талант требует большого трудолюбия» [7, 474], – так говорил своим ученикам П.И.Чайковский, не просто талантливый, а гениальный композитор, прекрасный дирижер, великолепный музыкальный критик. Регалии мастера можно перечислять долго, но немногие вспомнят, что Петр Ильич, кроме всего прочего, был еще и педагогом. Причем значение этой стороны деятельности Чайковского чрезвычайно велико.
Он был одним из первых профессоров Московской консерватории, человеком, заложившим основу высококачественного отечественного преподавания музыкально-теоретических дисциплин. При этом удивительно, что до сих пор принципы педагогики Чайковского, его методики еще мало изучены.
Исследователи в большинстве своем делают упор на анализ музыкальных сочинений автора, на постижение глубины их формы и мысли. Но разве педагогическая деятельность Чайковского – это не грань его творчества?