Михаил Кулаков. Заметки о персонаже за сценой
Скажем сразу, что написать о человеке, которого «боженька поцеловал», который «своим неуёмным талантом» известен всему музыкальному Рыбинску, и не только, творчество которого высоко ценят самые придирчивые профессионалы, — очень сложно. К тому же, и занятие у него исключительно трудное: он не просто музыкант — он аранжировщик. Тем, кто с музыкой знаком хотя бы на уровне музыкальной школы, не надо рассказывать, чем аранжировщик занимается, а вот немузыкантам этого даже и не объяснить. Так что и подумаешь, как представить Михаила Аркадьевича Кулакова, нашего выпускника 1966 года, человека с абсолютным музыкальным слухом, который предан любимому делу с детства, то есть почти 60 лет, но о себе говорить категорически отказывается.
Пришлось досье его буквально собирать по строчкам. Сначала, конечно, заглянули в Интернет. Но конкретную помощь в создании этой статьи нам оказал «Заслуженный работник культуры РФ» А.А.Осколков, человек в оценках скупой и беспристрастный.
Информация официальная и неофициальная.
Михаил Аркадьевич Кулаков родился в 1951 году в городе Рыбинске, где и проживает до сих пор. Отец – инженер, мать – пианистка. Она и привела его в ДМШ №1 имени П.И.Чайковского, где одарённый ребёнок сразу проявил себя…. нежеланием играть гаммы на рояле. К счастью, учили здесь не только гаммам. Больше всего Миша – Мишаня — Михаил любил уроки сольфеджио, которые вела Поройкова Ирина Александровна. Семь лет, с 1959 по 1966 год, связано у нашего героя с красивым деревянным особняком на улице Герцена, где он постигал игру на фортепиано, сначала в классе Гутман И.В., а потом у Т.В. Гиршфельд. Параллельно с учёбой в общеобразовательной и музыкальной школе посещал занятия в эстрадном оркестре ДК «Радуга», где с большим желанием осваивал бас- гитару и где, собственно, по просьбе Аркадия Шацкого и начал заниматься аранжировкой. Далее, как говорится, всё было предопределено: Музыкальное училище имени Гнесиных, армейский музыкальный коллектив, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (сначала факультет хорового дирижирования, через год — эстрадно-джазовый). Вся учёба проходила без отрыва от работы в оркестре «Радуга», куда Михаил Аркадьевич был зачислен штатным аранжировщиком. Даже спустя годы ветераны оркестра говорят: «С ним оркестру очень повезло». Так что в успехах коллектива есть и капля его труда. В 1975 оркестр А.Шацкого приобретает «диковинные» для того времени клавишные синтезаторы, на которых первым в городе начинает играть молодой, но уже дипломированный музыкант. Потом будет работа в ДК «Переборы» и «Вымпел», хорах «Алые паруса» и «Соколята», знакомство с поэтами, композиторами и певцами из разных городов, востребованность и личная известность в узких кругах. Такова судьба аранжировщика Михаила Кулакова. По поводу «узких кругов». Это, действительно, так. Как в присказке: ЧТО делает – знают все, КАК зовут — знают специалисты, КАК выглядит– знают единицы. Вспомните, чьи фамилии звучат из уст конферансье, ведущего концерт: музыка – такого-то, слова – такого-то, поёт или исполняет – тот-то. А кто довёл эту мелодию до сцены? Кто, грубо говоря, оформил её в соответствии со стилем исполнителя? Кто расписал её на партии для оркестра? Кто учёл особенности аккомпанирующих инструментов, а то и подправил мелодию? Выходит, кто-то невидимый, но вложивший свой реальный талант, труд, вдохновение в чужое произведение. Аранжировщик! Не зря его называют человек-оркестр и высоко ценят специалисты. Это в полной мере относится к нашему герою.
Михаилом Аркадьевичем написано много и собственной музыки: около полусотни песен, известных в Рыбинске в исполнении Алексея Некрасова и Олега Гибадулина; музыка к балету «Карлик-Нос», поставленному танцевальной студией Калашникова; четыре песни для хора «Алые паруса», объединённые в единый хоровой цикл «Симфония любви»; детский диск «Колокольчик».
Его аранжировки, отличающиеся тембровой натуральностью звучания всех инструментов, высочайшей грамотностью голосоведения, подбором инструментов, отвечающим содержанию текстов, позволяют вокалистам занимать призовые места во всероссийских конкурсах: «Солнечный круг», «Отчизны верные сыны», «Таланты земли Ярославской» («Письмо в Кострому» – муз. И. Дунаевского, сл. А. Суркова и Ц. Солодаря, «Фронтовая гармошка» — муз. Ю. Бирюкова, сл. З. Крыловой, «Березы» — муз. А. Осколкова, сл. А. Ситского и др.)
Есть в истории нашей школы и такой факт: к 85-летию ДМШ №1 три её выпускника (Осколков А.А., Фомичёва Т.П., Кулаков М.А.) написали песню под названием «Посвящение», которая была исполнена на торжественном вечере. Дорогие авторы, не повторить ли к столетию эксперимент?!
Заканчивая рассказ о талантливом музыканте, хочется привести цитату из заметки одного моего коллеги, стиль которого угадывается сразу:
«В настоящее время Михаил Кулаков находится в автономном плавании, он сотрудничает с муниципальным эстрадно – духовым оркестром имени А.Шацкого города Рыбинска, хором «Соколята», коллективами Москвы и регионов, а также своим неуёмным талантом в аранжировке любых музыкальных и танцевальных номеров оказывает помощь действующим музыкантам».
Доброго здоровья Вам и успехов в творчестве, наш выпускник Михаил Кулаков!