Михаил Кулаков. Заметки о персонаже за сценой

Главная » Наши выпускники » Михаил Кулаков. Заметки о персонаже за сценой

Скажем сразу, что написать о человеке, которого «боженька поцеловал»,  который «своим неуёмным талантом» известен всему музыкальному Рыбинску, и не только, творчество которого высоко ценят самые придирчивые профессионалы, — очень сложно. К тому же, и занятие у него исключительно трудное:  он не просто музыкант  — он аранжировщик. Тем, кто с музыкой знаком хотя бы на уровне музыкальной школы, не надо рассказывать, чем аранжировщик занимается, а вот немузыкантам этого даже и не объяснить. Так что и подумаешь, как представить  Михаила Аркадьевича Кулакова, нашего выпускника  1966 года, человека с абсолютным музыкальным слухом, который предан любимому делу с детства,  то есть почти 60 лет, но о себе говорить категорически отказывается.

Пришлось досье его буквально собирать по строчкам.  Сначала, конечно, заглянули в Интернет. Но конкретную помощь в создании этой статьи  нам оказал «Заслуженный работник культуры РФ» А.А.Осколков, человек в оценках скупой и беспристрастный.

Информация официальная и неофициальная.

Михаил Аркадьевич Кулаков родился в 1951 году   в городе Рыбинске, где и  проживает до сих пор.  Отец – инженер, мать – пианистка. Она и привела его в ДМШ №1 имени П.И.Чайковского, где  одарённый ребёнок сразу проявил себя…. нежеланием  играть гаммы на рояле.  К счастью, учили здесь не только гаммам. Больше всего Миша – Мишаня — Михаил любил  уроки сольфеджио, которые вела  Поройкова Ирина Александровна.   Семь лет,  с 1959 по 1966 год,  связано у нашего героя с красивым деревянным особняком на улице Герцена, где  он постигал  игру на  фортепиано, сначала в классе  Гутман И.В., а потом  у Т.В.  Гиршфельд.   Параллельно с учёбой в общеобразовательной и музыкальной школе  посещал занятия в эстрадном  оркестре ДК «Радуга», где с большим желанием  осваивал  бас- гитару и где, собственно, по просьбе  Аркадия Шацкого и начал заниматься аранжировкой. Далее, как говорится,  всё было предопределено: Музыкальное  училище имени Гнесиных, армейский музыкальный коллектив, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных  (сначала факультет хорового дирижирования,   через год  — эстрадно-джазовый).  Вся учёба проходила  без отрыва от работы в оркестре «Радуга», куда Михаил Аркадьевич был зачислен штатным аранжировщиком. Даже спустя годы ветераны оркестра говорят: «С ним оркестру очень повезло». Так что в успехах коллектива есть и капля его труда.  В 1975  оркестр  А.Шацкого приобретает «диковинные»  для того времени  клавишные синтезаторы,  на которых первым в городе  начинает играть молодой, но уже дипломированный музыкант. Потом будет  работа в ДК «Переборы» и «Вымпел», хорах «Алые паруса» и «Соколята», знакомство с поэтами,  композиторами и певцами из разных городов, востребованность и личная  известность в узких кругах. Такова судьба аранжировщика Михаила Кулакова. По поводу «узких кругов». Это, действительно, так.  Как в присказке: ЧТО делает – знают все, КАК зовут — знают специалисты,  КАК выглядит– знают единицы. Вспомните, чьи фамилии звучат из уст конферансье, ведущего концерт: музыка – такого-то, слова – такого-то,  поёт или исполняет – тот-то. А кто довёл эту мелодию до сцены? Кто, грубо говоря, оформил её в соответствии со стилем исполнителя?  Кто расписал её на партии для оркестра? Кто учёл особенности аккомпанирующих инструментов, а то и подправил мелодию? Выходит, кто-то невидимый, но  вложивший свой реальный талант, труд, вдохновение в чужое произведение. Аранжировщик! Не зря его называют человек-оркестр и высоко ценят специалисты. Это в полной мере относится к нашему герою.

Михаилом   Аркадьевичем написано много  и собственной музыки: около полусотни песен,  известных в Рыбинске в исполнении   Алексея Некрасова и Олега Гибадулина; музыка к балету «Карлик-Нос», поставленному танцевальной студией Калашникова; четыре песни для хора «Алые паруса», объединённые в единый хоровой цикл «Симфония любви»;  детский диск «Колокольчик».

Его аранжировки, отличающиеся  тембровой натуральностью  звучания всех инструментов, высочайшей грамотностью голосоведения, подбором инструментов,  отвечающим содержанию текстов, позволяют вокалистам занимать  призовые места во всероссийских конкурсах:  «Солнечный круг»,  «Отчизны верные сыны», «Таланты земли Ярославской» («Письмо в Кострому»  – муз. И. Дунаевского, сл. А.  Суркова и Ц. Солодаря, «Фронтовая гармошка» — муз. Ю. Бирюкова, сл. З. Крыловой, «Березы» — муз. А. Осколкова, сл. А. Ситского  и др.)  

Есть в истории нашей школы и такой факт: к   85-летию ДМШ №1 три её выпускника (Осколков А.А., Фомичёва Т.П., Кулаков М.А.)  написали   песню  под названием «Посвящение», которая была исполнена на торжественном вечере. Дорогие авторы,  не повторить ли к столетию эксперимент?!

Заканчивая рассказ о талантливом музыканте, хочется привести цитату из заметки одного моего коллеги, стиль которого угадывается сразу:

«В настоящее  время Михаил Кулаков находится в автономном плавании, он   сотрудничает  с  муниципальным   эстрадно – духовым  оркестром имени А.Шацкого города Рыбинска, хором «Соколята», коллективами Москвы и  регионов, а также своим неуёмным талантом  в аранжировке любых  музыкальных и танцевальных номеров оказывает помощь действующим музыкантам».

Доброго здоровья Вам и успехов в творчестве, наш выпускник Михаил Кулаков!