Глава первая. Основание школы.

Главная » Новости » Глава первая. Основание школы.

Можно ли сегодня сразу после окончания музыкальной школы поступить в консерваторию? Вряд ли! Но в истории Детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского города Рыбинска есть примеры того, что учащиеся, и отнюдь не вундеркинды, сразу после выпускного экзамена зачислялись в Петроградскую консерваторию. И это не легенда! Архив школы сохранился практически полностью. В Книге протоколов заседаний художественного совета за 1923 год читаем: « Отправить в консерваторию: Зыкова В., Стоцкую А., Смоленского К., Челищеву И.» [ЦА ЯО в Рыбинске. – Ф. Р187.- Оп. 1.- Д.32 « Протоколы заседаний художественного совета Рыбинской музыкальной школы». Л.47] . Пианистке Ирине Челищевой было всего 16 лет, а скрипачу Василию Зыкову – 14.

Как же учили музыке 90 лет назад? – давайте заглянем в историю школы. Необходимо пояснить, что в России музыка всегда расценивалась как средство нравственно-религиозного воспитания и необходимое условие дворянского быта. 

В середине 19 века утвердилась трёхступенчатая система музыкального образования.

I ступень – овладение базовыми музыкальными навыками. Обычно дети начинали учиться дома под руководством матери или у частных педагогов.

II ступень – занятия музыкой в учебном заведении по специальной программе. Учебные заведения типа классической гимназии и к ним приравненные учили музыке 1 час в неделю по утверждённой программе.

III ступень – консерватория. Она давала высшее музыкальное образование и права свободного художника, что позволяло концертировать на государственной сцене или преподавать.

Первая государственная музыкальная школа в Рыбинске

Музыкальная школа в Рыбинске была открыта постановлением Народного Комиссариата просвещения 1 февраля 1919 года. Это была первая государственная музыкальная школа в уездном городе и вторая в Ярославской губернии. Желающих учиться музыке было очень много, уже на первое прослушивание пришло более трёхсот человек. Принято было 225. В течение года ДМШ получила своё здание. Школа находилась в ведении иногороднего подотдела МУЗО Наркомпроса и не подчинялась местным властям. Все вопросы, связанные с работой школы, решались в Москве.
За основу были взяты традиционные гимназические программы, подкорректированные в духе времени.

Первый педагогический коллектив школы — это ярчайшее созвездие необыкновенно талантливых музыкантов, оказавшихся в годы гражданской войны в Рыбинске: солист Императорского симфонического оркестра скрипач М.А.Вольф-Израэль, московский пианист Мирон Левин, скрипачи Александр Гран и Михаил Городинский, выпускница петербургской консерватории пианистка Евгения Тимашева, виолончелист Давыдовской школы Захар Семёнов. С 1910 года в городе уже жила и имела частную школу Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица профессора Константина Игумнова. В городе знали Анну Мыркину, участницу музыкально-драматического кружка К.Никитина. Все они стали преподавателями вновь созданной школы. Директором был назначен Захар Николаевич Семенов. Штатное расписание включало 25 человек, в том числе 16 педагогов, 9 из которых имели консерваторское образование. [Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.  —  Попова О.И. –    Конспекты  материалов Рыбинского архива. Рукопись.]

Первым педагогам пришлось нелегко. Ученики имели огромное желание учиться музыке, но не имели никакой эстетической базы. В основном, это были дети рабочих. Многие из них с трудом читали, не имели собственных музыкальных инструментов, никогда раньше не слушали серьёзную музыку, могли посещать школу только после рабочей смены. Учебников не было. Мирон Аркадьевич Левин так и пишет в отчёте: «Никаких учебников и никакой программы не придерживаюсь. Поём … мелодии, которые пишу сам». [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. —  Оп.  1.-  Д.26 « Отчётные доклады преподавателей за 1921 год». Л.10]

В школу принимали как детей, так и взрослых. Они оказывались в одной группе. В личных делах есть, например, такие записи: «выбыл на фронт»; «мешает посещать занятия жена»; «уезжал в деревню за продуктами». [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. —  Оп. 1. —  Д. 21 «Исходящие документы РМШ за 1919 — 1925 годы»].

Деление на привычные классы отсутствовало. Были группы способных, неспособных и «подвинутых». Занимались, в основном, групповым способом. Из сохранившихся материалов узнаём, что в классе Натальи Петровны Смоленской было 24 ученика от 8 до 40 лет, 20 занимались коллективно, а четверо были одиночками – это те, кто имел домашнюю подготовку. Урок длился всего 20 минут, но сидели в классе все. В анкетах, которые тогда проводились регулярно, много жалоб на ожидание очереди к роялю. Бывало так, что во время занятия марш исполнялся в 18 рук на трёх роялях .[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.- Воспоминания  Елены Смоленской.– Папка «История школы». Машинопись. Копия]

Большинство учеников хотело заниматься именно на рояле, считая его инструментом благородным. В школе использовались инструменты, конфискованные у богатых: это 6 пианино, 4 рояля и одна фисгармония, которая, кстати, до сих пор жива и находится в рабочем состоянии. Тогда дирекция предложила поставить на учёт все инструменты в городе. Провели перепись, некоторые инструменты изъяли, а на выявленные давали «мандаты», в которых указывалось, что ученик государственной музыкальной школы нуждается в использовании пианино. Далее следовало время занятий и адрес, по которому это пианино находилось. [ЦА ЯО в Рыбинске –  Ф. Р187. — Оп. 1. — Д. 21 «Исходящие документы РМШ за 1919 — 1925 годы»]. Это мог быть рабочий клуб, детский сад или обычная квартира. Например, в семье стоматолога Павла Битюцкого двое детей посещали музыкальную школу, а ещё двое приходили к ним учить уроки. Бывало так, что в течение недели один ученик посещал 2-3 семьи.

Во внеурочное время проводилось много концертов силами педагогов и играющих учеников. На каждом концерте был лектор — Анна Сергеевна Мыркина или Борис Матвеевич Азанчеев. «Слушали их самозабвенно».[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1  им. П.И.Чайковского г. Рыбинска. — Воспоминания Народного артиста СССР  профессора    Соколова В.Г. —    Папка «В.Г.Соколов».1969. Машинопись].  10 лекций-концертов был обязан посетить каждый ученик. Практиковались ученические спектакли, даже оперы.

Экзаменационные требования были очень высоки, поскольку свидетельство об окончании музыкальной школы давало право преподавания музыки в обычной школе и детском саду, а наиболее талантливые рекомендовались сразу в консерваторию. В этом смысле музыкальная школа в Рыбинске приравнивалась к музыкальному техникуму, и в ней были даже созданы инструкторские группы.

Сохранились сведения о выпускных испытаниях 1923 года. [Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска.  – Попова О.И.  —  Конспекты  материалов Рыбинского архива.    Рукопись.]. Экзамен длился 4 дня. В комиссии было 9 человек: директор школы З.Н.Семёнов, заместитель директора А.А.Гран, педагоги М.Л.Челищева, Е.М.Тимашева, Н.С.Пашковская, В.Н.Щербакова, А.С.Мыркина, а также представители от общественных организаций. Экзаменов было 7, в том числе: чтение нот с листа, диктант по сольфеджио, специальный рояль, игра в ансамбле, музыкальная литература.

В свидетельство об окончании вписывались не только оценки, но и оценка квалификации, например: «средняя пианистка», «хороший скрипач». Если квалификация была плохая, то писали просто: окончил по классу рояля. Но с таким аттестатом на работу поступить было нельзя.

Конечно, учебный процесс имел и свои особенные черты. Непонятными кажутся сегодня некоторые выражения: пианист-импровизатор, пианист-художник, мастерская элементарной музыки, экзамен по восприимчивости курса I ступени, аккомпаниаторша-далькрозистка. Вот суть последнего термина. Речь идёт о системе тренировочных упражнений, построенных на связи музыки с движениями, то есть о ритмической гимнастике. Предложена она была ещё в начале 20 века швейцарским педагогом и композитором Жаком — Далькрозом и стала широко использоваться. Очень веселый человек, Далькроз был озабочен тем, как скучны занятия музыкой. После поездки в Африку он изобрёл музыкально-ритмические упражнения. При помощи танцевальной гимнастики отрабатывали ритм и слух. Учащиеся очень любили уроки далькроза и постоянно просили их увеличить. В учебном плане — ритмики 2 урока по полтора часа, в то время как инструмента — 2 урока по 20 минут, теории музыки — 2 урока по 1 часу, сольфеджио — 1 час, обязательный рояль — 1 урок, всего 15 минут.[Архив МОУ ДОД ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского г. Рыбинска. —   Попова О.И. –  Конспекты  материалов Рыбинского архива.    Рукопись]. Весь урок музыкально-пластической гимнастики сопровождался аккомпанементом пианистки-далькрозистки, и её зарплата была гораздо выше преподавательской.

Заканчивая обзор, можно сказать следующее: в первые годы советской власти музыкальные школы взяли на себя обязанности сразу двух первых традиционных ступеней музыкального образования, соединив программу подготовки домашней и систематической. Это вызвало огромные трудности в преподавании, так как в музыкальную школу пришли абсолютно не подготовленные люди, часто не имеющие инструмента. То, о чём повествуют документы тех лет, — это, с одной стороны, свидетельство неудержимого желания постичь прекраснейшее из искусств – музыку. С другой стороны, это свидетельство самоотверженного труда педагогов, которые добивались поразительных результатов.